Category: история

радио

Оригинал взят у mi3ch в радио


Слева – советский радиоприемник «Микро» 1965 года. Этот приемник произвел мировую сенсацию на съезде радиоинженеров в США. О нем писали в газетах: «как СССР смог нас обогнать?». Хрущев брал их с собой за границу как сувениры, дарил Гамалю Насеру и даже самой королеве Елизавете. До середины семидесятых годов этот микроприемник можно было купить в магазинах СССР и Франции.

via



===
Дополнение от macrop:

а вот что собственно и стоило показать... видно сверху 5 транзисторов и конденсатор





чутка не дотягивает до айпода.. пайка, жуткая в глаза бросается.. щас даже собака лучше сделает... это и ломаться нередко должно..
транзисторы спустя некоторое время, куда меньше уже делали..

PID: коэффициенты, или битва радиатора отопления с тёплым полом

Выдались пара дней отпуска и счастливый случай, и я потихоньку продолжаю работу над системами умного дома.

На этот раз везение было в том, что старый друг на даче поставил на радиаторы электроприводы и сделал систему термостабилизации. Я давно хотел, но всё никак не мог выбрать эти самые приводы - точнее, руки не доходили. Я отнял у друга один привод, попробовал его поставить у себя на батарею, потом купил таких же, но на 24 вольта.

Приводы работают на включение-выключение, и, кстати, у них всё оказалось хорошо с током питания - максимум 250 ма по 24 вольтам, то есть питать через витую пару - можно. Я очень переживал, что витой пары не хватит и придётся городить что-то с 48->24 вольта или типа того. Обошлось.

Я надеялся, что смогу загнать приводы ШИМ-ом в пропорциональный режим. Надежде сбыться не удалось - ведут себя крайне нелинейно. При 50% скважности они закрываются (клапаны нормально открытые) полностью. В итоге я решил, что ШИМ будет устроен иначе - точкой усреднения будет сама батарея. Клапан управляется ШИМ-ом с 500-секундным циклом, и, возможно, я перейду к 1000 сек. Дело в том, что он по спеке открываться-закрываться может минутами. Это означает, что время цикла должно быть таким, чтобы время открывания-закрывания не сильно влияло на линейность. В принципе, было бы правильно запрограммировать dead time - собственно, вычитать из времени цикла время открывания-закрывания, но реально трудно оценить, в каких пределах оно будет гулять. Вообще - есть такие клапаны с контактной группой, может быть, они позволят чётко определять время срабатывания, но у меня группы нет.

Ок, теперь к главному вопросу. В комнате - постоянно включенный радиатор, управляемый радиатор и тёплый пол. Датчики температуры - на потолке, сразу под радиатором, на уровне груди и в полу. Первые три тупо усредняются и дают температуру в помещении, последний используется исключительно для ограничения нагрева тёплого пола - предел в 33 градуса.

Задача стояла так: обеспечить алгоритм управления радиатором и тёплым полом по датчику температуры помещения так, чтобы основная энергия поставлялась радиатором, но пол в статичном режиме был комфортно тёплый.

За полмесяца экспериментов я пришёл к вот какой схеме PID-регулятора.

Линейная часть: 4 градуса расхождения уставки и факта дают 100% мощности пола и радиатора. Но - 100% диапазона мощности пола отображается на диапазон 20-100% мощности радиатора.

Дифференциальная часть: минус 0.5 градуса за 2 минуты = 400% мощности. При этом дифференциальная часть ограничена 60% мощности и влияет только на пол. Радиатор всё равно слишком медленно реагирует, нет смысла.

Интегральная часть считается с постоянной времени 0.65 часа и в секунду интеграл приращивается на 1/25 линейной части (-100...100). То есть при 4 или более градусах разницы уставки и факта интегральная часть прирастает на +4...-4 в секунду. Интеграл упирается в +-100 и дальше не растёт.

Пол получает в общую сумму мощности 1/2 интегральной части, также отображённой 20-100 на 0-100 мощности пола. То есть пока интеграл до 20 не дорастёт, пола он не включает.

Радиатор получает в общую сумму 100% интегральной части без ограничений.

Общая схема: считаются пропорциональная, интегральная и дифференциальная части, режутся до 0-100. Суммируются в нужной пропорции и с нужными преобразованиями в мощность пола и мощность радиатора, которые, затем, тоже ограничиваются 0-100 и идут на ШИМ модуляторы.

Как я уже говорил, ШИМ радиатора - 500 секунд. ШИМ пола - 10 секунд. Так что он реагирует довольно быстро.

Интересно послушать критику и комментарии.

1500 vs 100K

Оригинал взят у 1500py470 в 1500 vs 100K
4-й месячник, надеюсь ежегодный,
КРЕЯ и КРАСНОГО КРЕЯ (Электроника СС БИС)
часть x'38
1500 vs 100K или ЭСЛ vs ECL


Как писал Борис Малашевич в статье "Об организации разработок изделий микроэлектроники в Минэлектронпроме СССР" — Интересный пример – создание ЭСЛ ИС серии 100. Еще к 1969 г. в НИИМЭ была разработана, поставлена на Микроне своя технология производства ЭСЛ ИС и получены первые образцы нескольких оригинальных ИС серии 138. Но вскоре началась разработка суперЭВМ «Эльбрус» и по требованию ее главного конструктора (подкрепленного постановлением ЦК КПСС и СМ СССР, с которым не поспоришь) НИИМЭ и Микрону было поручено воспроизведение серии МС10000 ф. Motorola. Выпускать две близкие по характеристикам серии ИС было и не целесообразно, и не по силам НИИМЭ и Микрону. В результате развитие оригинальной серии К138 пришлось остановить и, в угоду заказчику, делать аналоги уже давно выпускаемых МС10000 (серия 100), уступающих серии К138 по быстродействию (важнейший для ЭСЛ ИС параметр).



100ПУ124 К500ПУ124 700ПУ124
ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬ УРОВНЯ ТТЛ-ЭСЛ


Эти слова вызывают чувство глубокой задумчивости, потому как чувства мои в 80-е годы были несколько другие, и у старших (кто в 70-е работал аналогично). Попробуем разобраться в этой мутной истории никого не оскорбив, во всяком случае в усмерть, и отсеять ложные ветви историй, которые получаются от того, что память у людей достаточно часто чудеса вытворяет.

Про ЭСЛ у нас и их…Collapse )

Большая просьба к прочитавшим, если кто-нибудь имел личный опыт общения с ЭСЛ схемами, оставить в комментариях сведения о годах, сериях, корпусах и впечатлениях от использования.

Определение касания

Задача:
Устройство, которое подключается к проводу в изоляции, при касании провода пальцем подает сигнал. При втором касании провода — другой сигнал.
Несколько тонкостей:
1)Должно срабатывать именно при касании, при поднесении пальца срабатывать не должно.
2)Провод может быть разной длины, может быть разложен по-разному, может быть намотан на предмет, устройство должно самокалиброваться. Длина провода от метра до пяти.
3)Устройство под массовое производство, поэтому должно быть дешевым и достаточно простым.

С учетом вышесказанного, несколько вопросов:
1)Можно ли с такими функциями собрать устройство не на МК(хочется исключить необходимость программирования)? В голове всплывают схемы "емкостных датчиков" на рассыпухе времен СССР, но это явно не то. Есть QTouch, которые отдельные микросхемы, но оно рассчитано на сенсорные кнопки, и я не уверен, что будет работать в таком виде. Если кто-то работал с ним, то просьба подсказать. Еще идеи? Обращаю внимание, что надо сделать и генерацию звука и подсчет импульсов, иначе без контроллера не обойтись.
2)Какую способ определения касания использовать? При касании изменяется емкость провода, и на нем появляются наводки от сети. Есть что-то еще?
Наводки не подходят, пятиметровый провод сам их соберет немало, да еще и радио "маяк" поймает. Емкость можно измерять непосредственно(циклическим разрядом-зарядом через резистор и подсчетом времени заряда), а можно через резонанс(как влажность в датчиках почвы измеряют). Плюсы и минусы обоих подходов?
3)Если использовать вариант "измерение емкости контроллером", то вижу минус — по расчетам(и по прочитанным статьям про DIY сенсорные кнопки) тактовая частота контроллера должна быть порядка 15-25 МГц, не меньше, иначе не получится хорошо определить разницу во времени заряда емкости.
4)Если все-таки брать контроллер и измерять время заряда емкости, то какие есть подходящие из Atmel/ST? Критерии: дешевый, относительно доступный, с тактовой от 20 МГц. Быстрый поиск в терре подбросил некий STM32F042C4T6 примерно за 100-150 рублей. В принципе, подходит, но вдруг есть дешевле?

источник тока и чуть-чуть СССР

Захотел подключить к avr датчик давления на основе потенциометра. (От системы измерения давления автомобиля ГАЗ, 0-400 ом, 6-0 атм). Понятно, что линейно напряжение можно снять только с помощью стабилизатора тока.

Что, вроде, банально - нарисовал в схему двухполюсник из 78l05 и резистора с расчётом на 5 ма. Хотел уже паять, но что-то дёрнулось - собрал на макетке. Не работает вообще. Мало тока для работы, видимо.

Плюнул, покопал сеть. Ну, схемы на КП103 отложил за неимением КП103, хотя простотой они прельщали весьма. Нашёл двухполюсник на паре npn+pnp+стабилитроны в базе. Собрал на 3102 и 3107 - почти не живёт, при изменении напряжения всё гуляет. Не любо.

Тут надобно лирическое отступление, которое торопливый читатель может пропустить до отметки --ВСЁ--.

Где-т в районе 1983 года ко мне пришёл друг Мишка и спросил - полевики нужны? Недорого. Чтобы вы понимали - это как сейчас спросить: - квантовый компьютер надо? Недорого. Все про это говорят, это круто, куда его совать - не вполне ясно, но жутко хочется хоть в руках подержать. Ну и - вообще покупать детали было не очень принято. Их "доставали". И делились с друзьями, если достали много. Я расстался с несколькими рублями (дорого!), и скоро стал владельцем шести штук КР504НТ4Б. Завёрнутых в фольгу. Не дышать рядом!

Конечно, тратить такую ценность на абы что не хотелось, и, в итоге, сборки пережили СССР.

Они пережили восемь квартир, три жены, рождение четырёх детей и несметное количество вопросительных взглядов - не выкинуть ли это старьё нафиг. Вместе с микросхемами серии К217.

--ВСЁ-- :)

И вот, после двух собранных и не удовлетворивших меня схем, я подумал, что, блин, где-то у меня были советские полевики с pn-переходом (а именно из них получается источник тока - обычный mosfet не катит!), и заглянул в коробочку. Там лежали два КП302 и шесть сборок КР504НТ4Б.

Короче, один транзистор из сборки и один резистор дают генератор тока, который при изменении нагрузки 0-500 ом при +12в питания дают падение тока в 0.02 ма при токе в 2.89ма, что лучше чем 1% - при том, что сам датчик вряд ли даёт точность более 5%. Разброс пары, правда, ощутим - 5.15 и 4.99 ма при резисторе в 200 ом, но, опять же, можно поставить подстроечник, или, что я и буду делать - калибровать в цифре. Благо датчик всяко надо калибровать.

Термостабильность строго не проверял, но оценочно при сдвиге на 10 град цельсия уход тоже не более полупроцента, что, пожалуй, терпимо.


PS: Поставить, чтоли, рядом 18B20 и мощный резистор с ШИМ полевиком, чтобы поддерживать +40? :)

PPS: Для 0-500 ом получается шкала 0-2.5 вольта, ориентированная на референс АЦП 2.56 вольта. Проверил заодно влияние защитных стабилитронов 1.5КЕ7.5 и обычного 4v7/КС147 - первый просаживает на 2мкв, второй на 1, что менее 0.1 и 0.05% соответственно. Устройство уличное, дачное, хочется защититься от наводок от молнии. Надеюсь, защитный китайский стабилитрон справится.

PPPS: КР504НТ4Б в чипдип при покупке от 50 шт идёт по 11 руб. Я заказал - думаю, станет расходником. :)

UPD: Я тупой баран, разбег тока у пары сравнивал с разными резисторами 20% точности. Пересравнивать на макетке уже не буду, но на готовом устройстве впаяю 1% и посмотрю разбег там.

скрутки-пайки

недавно заменял две "советские" круглые вилки, которые не лезут в евророзетки, ибо без пазов под заземление. одна была паяная-луженая (многожильный провод свернут в петлю вокруг винтика, аккуратно залужен так, чтоб все жилки были нежно окутаны припоем а-ля пос60, потом прижат винтом), контакт ок, всё как новое. вторая - без пайки, скрутка-прижим. слой окислов, заметные следы перегрева. обе у "настольных" ламп, то есть, ток примерно равный был.

обе две вилки помню с детства, как минимум с 1986 года. то есть, им примерно 30 лет минимум.

так вот, вопрос. какая сволочь и из каких соображений привсунула в Стандарты, что скрутка лучше пайки и лучше пропаяной скрутки?

да. вилки были примерно такие:

Инструкции по созданию деревянных корпусов

Ищу странное. Все мы знаем, что в радиолы вкладывались схемы, различные инструкции и т.п. Но я не встречал чертежей корпусов. Хотел узнать, у уважаемых, попадались ли чертежи корпусов и технологии изготовления их?



Возможно, где-то в радиолюбительской литературе 60-х годов есть подобное. Буду признателен за конкретные ссылки и рекомендации. Спасибо!

P.S. Для тех кто в ЖЖ видел этот пост - приношу свои извинения. Я в очередной раз подумал что сделал псот в сообщество, а запостил к себе. Тем не менее ваши комментарии там бесценны!
Tags:

Замена конденсаторов в изделиях СССР

Разобрал старый неработающий синтезатор (Электроника ЭМ-14). Там больше сотни конденсаторов. Половина из них -- танталовые, очень много электролитов, ну и всякие прочие.

Достаточно ли ограничиться превентивной заменой электролитов? Или остальные тоже надо менять? Текут ли танталовые кондёры?

Названия городов на шкалах старых радиоприёмников

Originally posted by iosaaris at Названия городов на шкалах старых радиоприёмников

Вчера я опубликовал на своей странице Old Tube Radios в Фейсбуке фотографию израильского приёмника Amron 460P. В обсуждении был задан вопрос, для чего на шаклу приёмника наносились названия городов. Этот вопрос задают относительно часто. Когда-то его задавали даже в useless_faq, где я тоже попытался ответить.

Попробуем сравнить отметки на шкалах нескольких приёмников с частотами реально существующих или существовавших радиостанций. Для сравнения возьмём 1) упомянутый уже Amron 460P, сделанный в Израиле; 2) мой Philips B4IR31A, сделанный в Иране; 3) приёмник Фестиваль и 4) радиолу Латвия, производства СССР. Будет интересно сравнить аппараты, сделанные в разных странах.




1. Amron 460P (фотография кликабельна)


Читать далее...Collapse )