0urob0ros (0urob0ros) wrote in ru_radio_electr,
0urob0ros
0urob0ros
ru_radio_electr

Category:

Сварочник для скруток из тороидального железа от ЛАТР

Такой вопрос, коллеги. Изготовлением трансов, тем более сварочных, никогда серьёзно не занимался, поэтому опыта нет. Так вот, есть ли приемы, эффективно помогающие такой трансформатор намотать и изготовить? Статей в сети навалом, но интересуют именно практические рекомендации, и, конечно же, подводные камни. Слышал, что в качестве изоляции можно использовать ФУМ, так ли это? Советуют фторопласт, но где ж его взять.
Несколько вопросов. Можно ли скруглить края тора напильником? Стоит ли пропитывать лаком? Имеет ли смысл наматывать обмотки с запасом? Имеет ли смысл ставить на выходе выпрямитель и умножитель?
Сварочник мне для варки скруток, если что.

Все рекомендации сложу в пост, вдруг пригодится еще кому.
[Spoiler (click to open)]
1. Для сварочного необходима падающая ВАХ, чего можно достигнуть в некоторой степени, намотав на одной половине кольца первичку, а на другой — вторичку. Таким образом часть магнитного потока пойдет мимо и образуется нечто вроде виртуального дросселя в первичке.
2. Изоляции на сердечнике жалеть не надо, также как и между обмотками. Следует также избегать "перетяжки" первички, между ней и сердечником должен быть люфт: токи большие, будут подвижки проводов, в том числе и температурные, учитывая режим работы прибора.
3. Изоляция обязана быть жесткой и, желательно, термостойкой. Фторопласт не подходит, он под нагрузкой течет, лучше всего лакоткань или стеклоткань. Очень хорошо будет пропитать все это лаком.
4. Скруглять острые углы сердечника не рекомендуют, возможно замыкание витков сердечника, и потребуется дополнительный отжиг. Лучше произолировать картоном.
5. По намотке такой совет существует: подбираем провод, чтобы наши рассчитанные n витков заведомо влезли в один слой виток к витку, а если после намотки осталось свободное место — добавляем еще сколько–нибудь, пока не заполним слой целиком — только в этом случае магнитное поле трансформатора не будет "выпирать наружу" и идти поперек листов стали сердечника, поэтому не будет лишнего нагрева и наводок на питаемую схему.
6.  Как расчитать количество витков первички — тут с одной стороны все просто, но при желании можно закопаться на пару месяцев.
Есть сердечник с площадью сечения  S , из ферромагнетика с максимально допустимой индукцией Bmax, вопрос — сколько надо витков n намотать, чтобы при подаче Urms=220 вольт, f=50 Гц сердечник не входил в насыщение. Ответ такой:
 n=Urms*sqrt(2) / (2*pi*f*S*Bmax),
или, подставляя  f=50 Гц  и  Bmax=1.8 Тл  (считается подходящей величиной для тороидального сердечника), получим
 n = 25 * Urms / S,
где  Urms  — в вольтах, S  ставим в см^2, ответ получаем в числе витков.
Это минимально допустимое значение, дальше хочется еще на 10% увеличить число витков первички, чтобы при повышении напряжения в сети до 242 вольт трансформатор еще не насыщался, но даже это значение часто считается заниженным. При нем сердечник идет по большой петле гистерезиса и греется даже на холостом ходу, что для трансформаторов питания не есть хорошо. Зато такой трансформатор имеет минимальное сопротивление обмоток, поэтому даст наибольшую мощность, что для сварочника может быть совсем неплохо.
У ЛАТРа на 9 ампер, если не ошибаюсь, сечение 30 см^2, по приведенной формуле для 242 вольт получим 200 витков — вполне соответствует рекомендациям.
7. Вторичка. Сначала намотать 10 витков равномерно по всему тору, подключить к тестеру, и первичную обмотку воткнуть в сеть, после чего померять напряжение на этих 10 витках. Тогда станет понятно, сколько витков нужно для требуемого нам напряжения, остается только подобрать диаметр провода. Считаем площадь оставшегося нам для намотки отверстия, умножаем примерно на 0.1 и делим на число витков — получим сечение провода. 0.1 — это "коэффициент заполнения окна", с учетом того, что совсем "в ноль" до самого центра забивать отверстие не хочется, надо оставить хоть сколько–нибудь для вентиляции и может быть, для крепления.
8. По поводу крепления тоже нюанс. Если через центр тора идет болт, который крепится к металлическому корпусу, то он представляет собой вместе с корпусом незамкнутый, или, если крепится обоими концами, короткозамкнутый виток. Следует избегать этого.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 61 comments